Эффективность лечения гепатита C ингибиторами протеазы

В 2013-м году в США и ЕС, после длительных клинических исследований, FDA были одобрены к применению первые новейшие пероральные препараты для лечения хронического гепатита С – ингибиторы протеазы и полимеразы – препараты, действие которых направлено непосредственно на вирус гепатита С. Они обладают так называемым прямым противовирусным действием, при этом ингибируют (блокируют) ключевые внутриклеточные этапы размножения вируса.

Главным недостатком терапии ингибиторами протеазы до недавнего времени являлась высокая цена – стоимость курса препаратими «Совалди», «Харвони» и «Даклинза» доходила до 200 тыс долларов США.

Ситуация кардинально изменилась в 2015 году, когда на рынке появились лицензионные дженерики (копии) этих лекарств производства Египта, Индии и Бангладеш. Первым на рынке стал препарат MPI Viropack, (действующее вещество Софосбувир 400 мг) египетского производства. На сегодняшний день он прекрасно зарекомендовал себя на рынке, в следствии чего производящия его фармацефтическая компания Marcyrl выпустила препарат Daclavirocyrl (даклатосвир 60 мг), прием которого вместе с софосбувиром рекомендован сегодня как Европейской, так и Американской ассоциацией исследований печени.

Клинические данные подтверждают высокую эффективность препарата в отношении 1, 2 и 3 генотипа вируса гепатита С как для наивных (ранее не леченных) пациентов, так и для неответчиков (пациентов получавших ранее ПВТ другими препаратами и получивших впоследствии рецидив). Препарат так же может быть назначен пациентам с циррозом печени и ВИЧ.

Проводилось исследование комбинации даклатасвир и софосбувир: софосбувир 400 мг, даклатасвир 60 мг, 1 раз в сутки в течение 12 либо 24 недель. В некоторых группах пациенты также принимали рибавирин. В некоторых группах была вводная фаза приема софосбувира, 7 дней.

Группы пациентов:

  • Пациенты с генотипами 1а и 1b, ранее не получавшие терапию;
  • Пациенты с генотипами 2 и 3, ранее не получавшие терапию;
  • Пациенты с генотипом 1, потерпевшие неудачу на тройной терапии (телапревир или боцепревир в комбинации с пегилированными интерферонами и рибавирином) 24 недели;

Вопрос:
Включались ли в исследование пациенты с циррозом?

Ответ:
Цирроз был критерием исключения, но продвинутый фиброз на стадии F4 был у 30% пациентов. Группы были довольно небольшими, 20-21 пациент.

Результаты по эффективности:

  • Пациенты с генотипом 1 – ответ 100%.
  • Пациенты с генотипами 2 и 3 – от 86% до 100%.
  • 2 и 3 генотип отвечают на терапию антивирусными препаратами немного хуже, чем 1 генотип.
  • 100% пациентов из группы неответчиков на тройную терапию ответили на терапию даклатасвир+софосбувир (1 пациент был потерян для наблюдения).

Вопрос:
Отличались ли побочные эффекты в группах, принимающих рибавирин, и в группах, не принимавших рибавирин?

Ответ:
Нет. По общей частоте нежелательных явлений разницы между группами практически нет. В целом, современные антивирусные препараты отличаются высокой эффективностью и безопасностью. В настоящее время такие препараты, как боцепревир и телапревир, прием которых сопровождается доказанными побочными эффектами, вряд ли бы вышли на рынок. Важно отметить, что даже при наличии устойчивых штаммов эффективность терапии не снижалась. Рецидив был отмечен у 1 пациента с 3-м генотипом (из группы с вводным периодом
софосбувира, на момент рецидива был обнаружен устойчивый штамм вируса). 1 пациент с вирусологическим прорывом, 1 пациент – случай повторного инфицирования.

Данные исследования стали основной для ускоренного рассмотрения досье даклатасвира в ЕС и США.